Поиск работы

Как пройти собеседование? Вопросы при приёме на работу с ответами

05 ноя 2011


Вне зависимости от того, на какую должность вы претендуете, собеседование с рекрутером строится по определенной схеме. Оно начинается с краткой самопрезентации, в ходе которой вы должны озвучить основные моменты, касающиеся вашей будущей работы: образование, профессиональные навыки, опыт, личные качества, которые могут повлиять на вашу производительность и успешность. Не забудьте упомянуть, какую пользу получит компания от вашего трудоустройства.

Как создать первое впечатление

Чтобы произвести на работодателя положительное впечатление, придерживайтесь общих правил поведения на собеседовании:

будьте пунктуальны;

придерживайтесь стиля одежды, уместного в компании-нанимателе;

ведите себя естественно, не зажато и не излишне раскованно;

поддерживайте зрительный контакт с собеседником;

не сообщайте ложных сведений.

Опытные рекрутеры легко распознают фальшь, делают выводы не только из ваших слов, но и из вашего поведения, манеры общения. Поэтому все ваши заслуги может перечеркнуть излишняя нервозность или сокрытие важных моментов. 

Не стремитесь продемонстрировать нанимателю свои вредные привычки. От вас не должно пахнуть алкоголем или сигаретным дымом. Даже жевание жвачки во время собеседования – дурной тон.

Как бы вы ни волновались, не берите с собой «группу поддержки». Пусть вас подождут в другом месте. Иначе вы проявите себя человеком несамостоятельным. И отключите мобильный телефон – его звонок будет сбивать и вас, и собеседника.

После того, как вам удалось расположить к себе работодателя, отвечать на предложенные вопросы, чтобы пройти собеседование, вам будет легче.

Правила речевого поведения

Свою презентацию вы можете отрепетировать дома, потому ее озвучивание не должно вызвать затруднений. Что касается ответов на вопросы рекрутера, особенно, каверзные, вы можете растеряться и сбиться. Старайтесь избегать следующих ошибок во время собеседования:

Тихий или громкий голос. Обе эти крайности выдают неуверенность в себе. Говорите четко, спокойно, без срывов. 

Чересчур медленная или быстрая речь. Еще один маркер вашего беспокойства, нервозности. 

Неправильное положение. Откинуться на спинку стула, сжаться в комок на краешке кресла, сидеть, подперев голову рукой – все эти позы выглядят странно и неуместно. Постарайтесь сесть удобно, чтобы не ерзать каждую секунду, но без излишней раскрепощенности.

Неграмотность. На какую бы работу вы ни устраивались, грубые речевые ошибки во время диалога оставят о вас негативное впечатление. Даже если по всем характеристикам вы подходящий кандидат, подсознательная неприязнь никуда не денется.

Заумность. Длинные философские рассуждения, использование сложных терминов и речевых конструкций усложняет понимание сути. Может создаться впечатление, что вы не сказали ничего по-настоящему важного.

Ненормативная лексика, слова-паразиты. Воспринимать речь, пестрящую междометиями «э, ну, вот» просто тяжело и неприятно. А ненормативная лексика во время собеседования и вовсе недопустима.

Если вы не до конца понимаете значение какого-то слова, не произносите его вообще. Если вам непонятен вопрос нанимателя – попросите разъяснить его. Это будет выглядеть лучше, чем ваша попытка завуалировать незнание пустыми речами.

Основные вопросы на собеседовании и варианты ответов на них


Каждый наниматель составляет собственный список вопросов для потенциального сотрудника. Они зависят от опыта и предпочтений рекрутера, специфики компании, особенностей вакансии. Приведем наиболее распространенные вопросы, задаваемые при приеме на работу, и попробуем понять, как на них следует отвечать.

Расскажите о себе

Этот вопрос задается, если интервью не началось с вашей самопрезентации. Вы должны быть готовы рассказать о себе в любой момент. Основное правило, которым стоит руководствоваться – говорить только по делу. Перечисляя места обучения или дополнительного образования, говорите о тех, которые важны для вашей профессии. 

Скажите, почему вы хотите работать именно в этой компании (лидер в области, перспективы саморазвития, внедрение инновационных методов). Перечислите свои достоинства, которые делают вас подходящим кандидатом на должность. Говоря о своих качествах, остановитесь на том, что действительно пригодится во время работы. Так, коммуникабельность не слишком важна удаленному программисту, а креативность – бухгалтеру. 

Затем упомяните, чего вам удалось добиться на предыдущей работе. Но ни в коем случае не отзывайтесь негативно о своем прошлом работодателе или коллегах. Если имеете какие-то патенты, гранты, научные работы, опубликованные статьи или другие достижения, относящиеся к вашей специальности, расскажите о них.

Если у вас уже есть идеи, которые вы хотели бы реализовать после трудоустройства, можно озвучить и их. Но они должны быть основаны на вашем понимании проблемы, истории и особенностей деятельности организации.

Почему вы ушли с прошлой работы?

Повторимся – никакого негатива. Иначе вы рискуете выставить себя человеком конфликтным, не способным к гармоничной работе в коллективе. Лучше привести такие причины смены работодателя как:

желание полностью раскрыть свой потенциал;

стремление получить новый опыт;

получение перспективы карьерного роста.

Упоминать финансовые мотивы, побудившие вас уволиться и искать новое место, не желательно.

Почему вы хотите работать именно у нас?

Ответ на этот вопрос во время собеседования вытекает из предыдущего. Вы считаете, что в новой компании вам удастся реализовать свои возможности, привнести что-то новое в имеющийся порядок, совершенствовать свои навыки, стать частью команды-лидера, хотите работать в стабильной компании. 

Как дополнительные факторы допустимо упомянуть удобное расположение, подходящий график, действующие системы поощрения сотрудников.

Почему вы лучше других кандидатов?

Здесь от вас требуется только четкая аргументация, никаких пространных размышлений. Вы лучше других понимаете свои сильные стороны и как их можно применить на благо компании-нанимателя. Ваша коммуникабельность и креативность помогут привести новых клиентов. Нестандартный подход к бухучету – ускорит процесс сверки. Сильные лидерские качества – сплотят коллектив, благодаря чему выстроится четкая иерархия, повысятся возможности делегирования обязанностей.

Смело рассказывайте на собеседовании о своих достоинствах, но помните – ничего лишнего. Свое умение стоять на голове будете демонстрировать коллегам в нерабочее время, но не нанимателю. Если, конечно, вы не устраиваетесь в цирк.

Перечислите свои недостатки

Этот каверзный вопрос задают очень часто. Не пытайтесь быть предельно честным. Упомянуть нужно только те недостатки, которые можно обратить в достоинства. Например, скажите, что вы чрезмерно педантичны, не умеете быстро абстрагироваться от текущей работы, не умеете хитрить и говорите всегда правду в лицо. 

Хорошо, если ваши недостатки становятся преимуществами для конкретной должности. Например, вы склонны к формализму, что становится плюсом для бухгалтера. Или неусидчивы и импульсивны, что пригодится при работе менеджером по продажам. 

Если же сформулировать свои слабые стороны в положительном русле вам не удается, скажите, что, как и у всех людей, у вас есть свои недостатки, но они никак не скажутся на качестве вашей работы.

Расскажите о своих достоинствах

Вопрос задают, чтобы понять, насколько вы соответствуете вакантной должности. Ответить на него поможет само описание вакансии, на которую вы претендуете. Вспомните, какие требования предъявлялись к кандидатам и озвучьте те, которыми вы обладаете. Хорошо, если вы не просто перечислите свои достоинства, но и привяжете их к своей профессиональной деятельности. Например:

я пунктуален, все отчеты сдаю исключительно в срок;

я коммуникабелен, мне легко договориться даже с самыми придирчивыми клиентами;

я прекрасно владею собой в стрессовых ситуациях, поэтому могу быстро и эффективно решать возникающие конфликты.

Лучше привести одно-два достоинства, которые у вас действительно есть, и которые полезны для работы, чем впустую перечислять все возможные варианты.

Кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет?

Это серьезный вопрос, раскрывающий вашу мотивацию. Если вы планируете продвигаться по карьерной лестнице – сообщите об этом. Хотите максимально развиться на своем месте или получить дополнительное образование, чтобы по-новому посмотреть на свою должность – озвучьте такой сценарий. 

Без подготовки дать хороший ответ не просто, поэтому порепетируйте его дома заранее, и будьте уверены, что вопрос о вашем будущем вам зададут.

Каким вы видите свое идеальное место работы?

Во время собеседования рекрутер сравнивает ваши амбиции с тем, на что вы можете претендовать. Чтобы произвести приятное впечатление, назовите основные черты компании-нанимателя и добавьте те моменты, которые вам действительно хотелось бы несколько изменить. 

Если вы просто опишите организацию, в которую устраиваетесь, покажете себя человеком без амбиций. Приведете полностью другое описание – заставите усомниться, что вы пришли туда, куда надо.

Какие свои проекты вам не удалось воплотить в жизнь и почему?

Отвечая на этот вопрос, не ссылайтесь на «неудачное время», «начальника-самодура» или опередившего вас коллегу. Это снова тот случай, когда негатив надо перевести в позитив. Вам могла помешать высокая загруженность на основной работе. Кстати, как раз поэтому вы хотите работать по строгому графику, чтобы иметь возможность для реализации второстепенных целей.

Или, организации не хватило финансирования, чтобы воплотить ваш проект, и он был отложен до будущего года. Возможно, в более крупной компании удастся быстрее проверить и внедрить вашу разработку. 

Не можете вспомнить подобных случаев? Скажите, что вы полностью отдаете себя основной работе, стараясь совершенствовать ее на месте.

Какие предложения вы еще рассматриваете

Не стоит говорить, что эта вакансия – ваша последняя или единственная надежда. Лучше упомянуть, что вы рассматриваете несколько предложений, но работа именно в этой компании видится вам наиболее перспективной и надежной. 

На какую зарплату вы рассчитываете

Не надо смущаться, озвучивая ответ. Проявите заинтересованность: уточните, какие у вас будут должностные обязанности, график, возможности переработки и другие моменты, непосредственно оказывающие влияние на оплату вашего труда. Назовите цифру, которая на 10-20 % превышает ваш заработок на прежнем месте или средний уровень оплаты за подобную работу. В конце можете упомянуть, что вы открыты к конструктивному диалогу.

Нестандартные вопросы

Чтобы за одно собеседование узнать как можно больше о кандидате, рекрутеры задают вопросы, к которым сложно подготовиться заранее. Они демонстрируют скорость вашей реакции, умение вести себя в стрессовой ситуации, а также общий уровень эрудиции и самоконтроля.

Вас могут спросить:

как вы выходите из конфликтных ситуаций;

что вы думаете о своем прежнем начальнике;

какими чертами характера должен обладать хороший руководитель;

чтобы вы изменили в структуре нашей компании;

как вы поведете себя, если узнаете, что коллега обманывает руководство организации;

как вы воспринимаете критику;

что для вас в жизни стоит на первом месте;

назовите известные личности, которыми вы восхищаетесь;

оцените, насколько вы везучий человек по десятибалльной шкале.

При ответе на такие вопросы главное – не теряться, не мямлить. Вместо фразы «Не знаю, что сказать», попросите дать вам время подумать.   

Некоторые работодатели на собеседовании задают неуместные вопросы о вероисповедании, семейном положении, сексуальной ориентации и других сугубо личных моментах. Если отвечать на них вы не расположены, спокойно скажите об этом. Уточните, что эта информация не касается ваших профессиональных обязанностей и не влияет на ваши навыки.

Еще один вопрос, который вам наверняка зададут – есть ли у вас вопросы. Не стоит проявлять излишнюю скромность. Смело уточняйте все важные для вас моменты:

график работы, оплата сверхурочных;

особые требования к сотрудникам;

оплата больничных и отпусков.

Задавая подобные вопросы, вы продемонстрируете свою заинтересованность и искреннее желание стать частью коллектива.


Полная версия сайта