Как общаться с сотрудниками?

30 мар 2011


Для продуктивной работы любой компании нужно, чтобы коллектив был сплоченным, слаженным. Когда между коллегами царит взаимопонимание, доверие и поддержка, стрессов на работе возникает меньше, а проблемы улаживаются быстрее. Для поддержания такой позитивной ситуации надо понять, как правильно общаться с сотрудниками. Правила поведения зависят от того, кто вы: руководитель или член команды.

Признаки напряжения в коллективе

Чтобы понять, насколько хорошо или плохо обстоят дела в коллективе, надо обратить внимание на ряд моментов. Признаки напряженной ситуации:

нет доверия среди коллег;

нет общения между сотрудниками во внерабочее время – после работы, во время обеда;

нет никаких тем для обсуждения кроме рабочих;

молчание во время собраний, отсутствие конструктивных конфликтов;

низкие результаты работы. 

Если все это наблюдается в компании, надо работать над повышением корпоративного духа и сплоченности работников. Факторы, которые влияют на это:

сильный лидер, подающий пример своими действиями;

совместная работа над текущими проблемами;

наличие здоровой конкуренции между структурными подразделениями;

чувство психологической безопасности;

общие интересы, ценности, увлечения коллектива.

Для создания благоприятной атмосферы, работникам отдела кадров надо заранее принимать людей, мотивированных на личный рост, повышение эффективности своей работы. В тоже время необходимо поддерживать дисциплину с двух сторон – руководителя и подчиненного. Управляющий должен гарантировать своевременное выполнение своих обязательств: предоставление отпусков, выплату премий, больничных и так далее. А подчиненные, твердо знающие свои должностные обязанности, понимают свое место в команде, осознают личную ответственность.

Общение лидера с подчиненными

 

Без сильного, уверенного в себе и понимающего руководителя создать положительную атмосферу в компании не получится. Задача управляющего понять, как общаться с сотрудниками, чтобы задавать настроение в коллективе. Для этого можно использовать разные рычаги.

Прозрачность. Скрывать от сотрудников текущее положение дел нельзя. Будьте открыты. Проговаривайте все моменты, начиная от позиции компании, поставленных целей, возможных трудностей и их последствий, заканчивая тем, какой вы хотите видеть команду, чем важен дресс-код, какие качества работников вы особенно цените.

Личный подход. Разговаривать надо с каждым сотрудником наедине. В такой обстановке проще понять конкретного человека, настроить с ним связь, нащупать мотивацию. Лучше, если такие беседы будут проходить регулярно – персонал привыкнет к ним, перестанет воспринимать как стрессовое событие, станет более открытым и честным.

Разрядка. Планерки эффективны для решения небольших и несложных текущих задач. Чтобы продуктивно обсудить с командой серьезные, крупные проблемы, больше подходит неформальная обстановка обеда или ужина. Когда люди расслаблены, не спешат и не нервничают, им в голову чаще приходят свежие, креативные идеи.

Прополка. Если в вашем коллективе есть проблемные работники, постоянно провоцирующие конфликтные ситуации, не способные работать в команде, не пытайтесь их переделать, воздействовать методами кнута или пряника. Сразу избавляйтесь от них, какими бы специалистами они не были. В коллективе, отравляемом токсичным коллегой, не удастся добиться высоких результатов работы.

Для руководителя важно соблюдать дистанцию. Вы должны быть открыты к диалогам, уметь выслушивать подчиненных, не отмахиваться от их проблем и просьб. При этом у вас не должно быть «любимчиков» – строгое следование правилами, одинаковыми для всех, включая вас, – вот залог благоприятной обстановки в компании.

Общение с коллегами

 

Чтобы наладить отношения с коллективом, надо отказаться от импульсивных поступков в пользу размеренной, запланированной работы. Особенно это важно для новичков. 

Первое впечатление

С первого дня показать себя «своим человеком» и заслужить доверие других членов команды не так сложно, как кажется.

Начните с одежды. Заранее узнайте, есть ли дресс-код в компании. Если его нет, посмотрите, как одеты все работники и постарайтесь следовать общему стилю. 

Следите за своей речью. Сниженный стиль с бранными словами не добавит вам баллов среди коллег. Так же как неуместные, особенно пошлые шутки.

Постарайтесь запомнить как можно больше имен. Первое время обращайтесь ко всем на «вы» и по имени-отчеству, пока вам не предложат другое.

Не участвуйте в сплетнях. Не передавайте подобную информацию о коллегах и постарайтесь не стать объектом сплетни сами. Воздержитесь от личных телефонных разговоров на рабочем месте, не рассказывайте о себе лишнего. Не озвучивайте свои взгляды на религию, расовые, национальные и другие подобные вопросы.

Не стремитесь «с разбегу» влиться в коллектив: первое время держите дистанцию, сосредоточьтесь на рабочих задачах. Если вы будете успешно справляться с ними, вас заметят и начнут уважать как профессионала. 

Если вам сложно выстраивать новые отношения, дома поработайте над вопросником. Включите в него такие моменты:

как вежливо отказать, когда вас просят;

как попросить о помощи самому;

какие темы затрагивать не этично;

как отвечать на неудобные вопросы о себе и так далее.

Продумайте, что можно сказать в том или ином случае, и когда такая ситуация возникнет, вы будете чувствовать себя уверенно. 

Как ускорить процесс адаптации

Если вы хотите как можно скорее стать своим в новой команде, выделите негласного лидера и присмотритесь к нему, к тому, как с ним общаются другие коллеги. Попробуйте придерживаться такого же поведения, но не переходите черту. Как только вы завоюете расположение лидера, остальной коллектив тоже начнет относиться к вам теплее.

Принимайте участие в корпоративных мероприятиях, хотя бы в первое время. В неформальной обстановке стать «своим» проще. Но следите за собой, помните, что вы с коллегами, а не с друзьями.

После того, как вас приняли, можно искать товарищей по интересам, заводить более близкие знакомства.

Правила поведения в коллективе

Общение на работе складывается из разных факторов. Так, надо следовать деловому этикету, который предполагает:

общение на равных без самоуничижения или ощущения превосходства;

умение высказать свое мнение и спокойно выслушать чужое;

обращение к коллегам с просьбами, а не с приказами;

отсутствие перехода на личности в любых, в том числе конфликтных или спорных ситуациях.

Правила хорошего тона требуют от персонала следующего:

появление на работе в нейтральном или приподнятом настроении;

оптимистический взгляд на любые жизненные или профессиональные вопросы;

умеренный интерес к личной жизни и профессиональных успехам коллег;

умеренное информирование о своих успехах или неудачах;

искренность, открытость в общении;

готовность помочь, если это не мешает вашей работе и не противоречит убеждениям.

Не пытайтесь казаться другим человеком. Все время прятаться под маской, не выказывая раздражения, не получится. А коллеги рано или поздно все равно поймут, каков вы на самом деле.

Обращайте внимание и сами следуйте правилам языка жестов:

при разговоре поворачивайтесь торсом в сторону собеседника;

поддерживайте зрительный контакт во время беседы;

если это уместно, сохраняйте доброжелательную улыбку;

не указывайте на человека пальцем или ручкой;

не закрывайте рот рукой во время разговора;

не вторгайтесь в личное пространство коллеги.

Соблюдая эти несложные нормы, вы вызовите расположение среди членов команды.

Правила общения с хамами

Неприятные личности встречаются в любом коллективе. Если избежать общения и разговаривать с ними по работе вам обязательно, попробуйте такие тактики:

требуйте хама, чтобы он вел себя профессионально, проявлял к вам уважение;

не делайте попыток успокоить грубияна или извиниться;

скрывайте свои эмоции, проявляйте их там, где никто не увидит;

если скандал предотвратить не удалось, молча уйдите;

вернитесь к невыясненному вопросу, когда вы сами и ваш оппонент успокоитесь. 

Если конфликты с одним и тем же человеком повторяются регулярно, причем не только у вас, но и у других коллег, рациональнее всего обратиться к руководителю и описать проблему. 

Дружба в коллективе


Будьте осторожны при установлении панибратских отношений. Дружба среди работников одной компании возможна. Но сначала хорошо узнайте человека, а потом сходитесь с ним короче. Иначе вы рискуете стать «палочкой-выручалочкой» для недобросовестного коллеги, который не в службу, а в дружбу будет просить вас о разных одолжениях. Вы окажетесь в неудобной ситуации, когда отказать и не обидеть невозможно, а безропотно соглашаться нет сил.

Если вы хотите сблизиться с кем-то из коллектива или наладить отношения со всеми сразу, попробуйте общаться по таким правилам:

внимательно слушайте, что вам говорят, изображайте заинтересованность, задавайте наводящие вопросы;

покажите человеку, что он важен – обращайтесь за советом, помощью, но не будьте навязчивы;

говорите искренние комплименты, только когда вы действительно так считаете и, желательно, касающиеся деловых качеств, а не внешности;

уважайте чужое мнение, даже если не согласны с ним;

признавайте свои ошибки – человек, который может сказать, что он был не прав, сразу завоевывает расположение и доверие к себе.

Не бойтесь задавать вопросы, не связанные с работой. Именно общение на отвлеченные темы помогает завязать приятельские отношения. Но не развивайте темы, на которые собеседнику говорить неприятно, затрагивающие его больные моменты. Лучше сразу уточнить, удобно ли будет поговорить о том или другом.

Коучеры советуют для создания расслабленной атмосферы всеобщего доверия полностью раскрыться перед коллегами, рассказать о детстве, увлечениях, слабостях. Но не всем такой способ подходит. Закрытые люди будут чувствовать себя дискомфортно, а интроверты могут впасть в панику. Поэтому ориентироваться надо на личные качества каждого из сотрудников.

И помните – понравиться всем без исключения практически невозможно. Будьте собой, не старайтесь подстроиться под каждого, но учитывайте особенности человека при общении. Для поддержания здоровых рабочих отношений этого достаточно.


Полная версия сайта