Как общаться с сотрудниками?
30 мар 2011Для продуктивной работы любой компании нужно, чтобы коллектив был сплоченным, слаженным. Когда между коллегами царит взаимопонимание, доверие и поддержка, стрессов на работе возникает меньше, а проблемы улаживаются быстрее. Для поддержания такой позитивной ситуации надо понять, как правильно общаться с сотрудниками. Правила поведения зависят от того, кто вы: руководитель или член команды.
Признаки напряжения в коллективе
Чтобы понять, насколько хорошо или плохо обстоят дела в коллективе, надо обратить внимание на ряд моментов. Признаки напряженной ситуации:
• нет доверия среди коллег;
• нет общения между сотрудниками во внерабочее время – после работы, во время обеда;
• нет никаких тем для обсуждения кроме рабочих;
• молчание во время собраний, отсутствие конструктивных конфликтов;
• низкие результаты работы.
Если все это наблюдается в компании, надо работать над повышением корпоративного духа и сплоченности работников. Факторы, которые влияют на это:
• сильный лидер, подающий пример своими действиями;
• совместная работа над текущими проблемами;
• наличие здоровой конкуренции между структурными подразделениями;
• чувство психологической безопасности;
• общие интересы, ценности, увлечения коллектива.
Для создания благоприятной атмосферы, работникам отдела кадров надо заранее принимать людей, мотивированных на личный рост, повышение эффективности своей работы. В тоже время необходимо поддерживать дисциплину с двух сторон – руководителя и подчиненного. Управляющий должен гарантировать своевременное выполнение своих обязательств: предоставление отпусков, выплату премий, больничных и так далее. А подчиненные, твердо знающие свои должностные обязанности, понимают свое место в команде, осознают личную ответственность.
Общение лидера с подчиненными
Без сильного, уверенного в себе и понимающего руководителя создать положительную атмосферу в компании не получится. Задача управляющего понять, как общаться с сотрудниками, чтобы задавать настроение в коллективе. Для этого можно использовать разные рычаги.
• Прозрачность. Скрывать от сотрудников текущее положение дел нельзя. Будьте открыты. Проговаривайте все моменты, начиная от позиции компании, поставленных целей, возможных трудностей и их последствий, заканчивая тем, какой вы хотите видеть команду, чем важен дресс-код, какие качества работников вы особенно цените.
• Личный подход. Разговаривать надо с каждым сотрудником наедине. В такой обстановке проще понять конкретного человека, настроить с ним связь, нащупать мотивацию. Лучше, если такие беседы будут проходить регулярно – персонал привыкнет к ним, перестанет воспринимать как стрессовое событие, станет более открытым и честным.
• Разрядка. Планерки эффективны для решения небольших и несложных текущих задач. Чтобы продуктивно обсудить с командой серьезные, крупные проблемы, больше подходит неформальная обстановка обеда или ужина. Когда люди расслаблены, не спешат и не нервничают, им в голову чаще приходят свежие, креативные идеи.
• Прополка. Если в вашем коллективе есть проблемные работники, постоянно провоцирующие конфликтные ситуации, не способные работать в команде, не пытайтесь их переделать, воздействовать методами кнута или пряника. Сразу избавляйтесь от них, какими бы специалистами они не были. В коллективе, отравляемом токсичным коллегой, не удастся добиться высоких результатов работы.
Для руководителя важно соблюдать дистанцию. Вы должны быть открыты к диалогам, уметь выслушивать подчиненных, не отмахиваться от их проблем и просьб. При этом у вас не должно быть «любимчиков» – строгое следование правилами, одинаковыми для всех, включая вас, – вот залог благоприятной обстановки в компании.
Общение с коллегами
Чтобы наладить отношения с коллективом, надо отказаться от импульсивных поступков в пользу размеренной, запланированной работы. Особенно это важно для новичков.
Первое впечатление
С первого дня показать себя «своим человеком» и заслужить доверие других членов команды не так сложно, как кажется.
Начните с одежды. Заранее узнайте, есть ли дресс-код в компании. Если его нет, посмотрите, как одеты все работники и постарайтесь следовать общему стилю.
Следите за своей речью. Сниженный стиль с бранными словами не добавит вам баллов среди коллег. Так же как неуместные, особенно пошлые шутки.
Постарайтесь запомнить как можно больше имен. Первое время обращайтесь ко всем на «вы» и по имени-отчеству, пока вам не предложат другое.
Не участвуйте в сплетнях. Не передавайте подобную информацию о коллегах и постарайтесь не стать объектом сплетни сами. Воздержитесь от личных телефонных разговоров на рабочем месте, не рассказывайте о себе лишнего. Не озвучивайте свои взгляды на религию, расовые, национальные и другие подобные вопросы.
Не стремитесь «с разбегу» влиться в коллектив: первое время держите дистанцию, сосредоточьтесь на рабочих задачах. Если вы будете успешно справляться с ними, вас заметят и начнут уважать как профессионала.
Если вам сложно выстраивать новые отношения, дома поработайте над вопросником. Включите в него такие моменты:
• как вежливо отказать, когда вас просят;
• как попросить о помощи самому;
• какие темы затрагивать не этично;
• как отвечать на неудобные вопросы о себе и так далее.
Продумайте, что можно сказать в том или ином случае, и когда такая ситуация возникнет, вы будете чувствовать себя уверенно.
Как ускорить процесс адаптации
Если вы хотите как можно скорее стать своим в новой команде, выделите негласного лидера и присмотритесь к нему, к тому, как с ним общаются другие коллеги. Попробуйте придерживаться такого же поведения, но не переходите черту. Как только вы завоюете расположение лидера, остальной коллектив тоже начнет относиться к вам теплее.
Принимайте участие в корпоративных мероприятиях, хотя бы в первое время. В неформальной обстановке стать «своим» проще. Но следите за собой, помните, что вы с коллегами, а не с друзьями.
После того, как вас приняли, можно искать товарищей по интересам, заводить более близкие знакомства.
Правила поведения в коллективе
Общение на работе складывается из разных факторов. Так, надо следовать деловому этикету, который предполагает:
• общение на равных без самоуничижения или ощущения превосходства;
• умение высказать свое мнение и спокойно выслушать чужое;
• обращение к коллегам с просьбами, а не с приказами;
• отсутствие перехода на личности в любых, в том числе конфликтных или спорных ситуациях.
Правила хорошего тона требуют от персонала следующего:
• появление на работе в нейтральном или приподнятом настроении;
• оптимистический взгляд на любые жизненные или профессиональные вопросы;
• умеренный интерес к личной жизни и профессиональных успехам коллег;
• умеренное информирование о своих успехах или неудачах;
• искренность, открытость в общении;
• готовность помочь, если это не мешает вашей работе и не противоречит убеждениям.
Не пытайтесь казаться другим человеком. Все время прятаться под маской, не выказывая раздражения, не получится. А коллеги рано или поздно все равно поймут, каков вы на самом деле.
Обращайте внимание и сами следуйте правилам языка жестов:
• при разговоре поворачивайтесь торсом в сторону собеседника;
• поддерживайте зрительный контакт во время беседы;
• если это уместно, сохраняйте доброжелательную улыбку;
• не указывайте на человека пальцем или ручкой;
• не закрывайте рот рукой во время разговора;
• не вторгайтесь в личное пространство коллеги.
Соблюдая эти несложные нормы, вы вызовите расположение среди членов команды.
Правила общения с хамами
Неприятные личности встречаются в любом коллективе. Если избежать общения и разговаривать с ними по работе вам обязательно, попробуйте такие тактики:
• требуйте хама, чтобы он вел себя профессионально, проявлял к вам уважение;
• не делайте попыток успокоить грубияна или извиниться;
• скрывайте свои эмоции, проявляйте их там, где никто не увидит;
• если скандал предотвратить не удалось, молча уйдите;
• вернитесь к невыясненному вопросу, когда вы сами и ваш оппонент успокоитесь.
Если конфликты с одним и тем же человеком повторяются регулярно, причем не только у вас, но и у других коллег, рациональнее всего обратиться к руководителю и описать проблему.
Дружба в коллективе
Будьте осторожны при установлении панибратских отношений. Дружба среди работников одной компании возможна. Но сначала хорошо узнайте человека, а потом сходитесь с ним короче. Иначе вы рискуете стать «палочкой-выручалочкой» для недобросовестного коллеги, который не в службу, а в дружбу будет просить вас о разных одолжениях. Вы окажетесь в неудобной ситуации, когда отказать и не обидеть невозможно, а безропотно соглашаться нет сил.
Если вы хотите сблизиться с кем-то из коллектива или наладить отношения со всеми сразу, попробуйте общаться по таким правилам:
• внимательно слушайте, что вам говорят, изображайте заинтересованность, задавайте наводящие вопросы;
• покажите человеку, что он важен – обращайтесь за советом, помощью, но не будьте навязчивы;
• говорите искренние комплименты, только когда вы действительно так считаете и, желательно, касающиеся деловых качеств, а не внешности;
• уважайте чужое мнение, даже если не согласны с ним;
• признавайте свои ошибки – человек, который может сказать, что он был не прав, сразу завоевывает расположение и доверие к себе.
Не бойтесь задавать вопросы, не связанные с работой. Именно общение на отвлеченные темы помогает завязать приятельские отношения. Но не развивайте темы, на которые собеседнику говорить неприятно, затрагивающие его больные моменты. Лучше сразу уточнить, удобно ли будет поговорить о том или другом.
Коучеры советуют для создания расслабленной атмосферы всеобщего доверия полностью раскрыться перед коллегами, рассказать о детстве, увлечениях, слабостях. Но не всем такой способ подходит. Закрытые люди будут чувствовать себя дискомфортно, а интроверты могут впасть в панику. Поэтому ориентироваться надо на личные качества каждого из сотрудников.
И помните – понравиться всем без исключения практически невозможно. Будьте собой, не старайтесь подстроиться под каждого, но учитывайте особенности человека при общении. Для поддержания здоровых рабочих отношений этого достаточно.