Токсичная корпоративная культура: что это такое и где встречается
22 окт 2019За последние десятилетие бизнес-среда стала больше внимания уделять
культурному капиталу своих компаний. Понятие корпоративная культура, сегодня,
имеет множество определений и различных компонентов. В основе которой неизменно
находится согласованная и принятая система ценностей, принципов и обычаев
отдельно взятой организации, которая позволят всем двигаться в одном
направлении.
В компаниях, где корпоративная культура имеет положительные
черты наблюдается низкая текучка кадров, бесперебойное выполнение задач,
высокие показатели заинтересованности работников, стабильности и высокие
корпоративные результаты. Что в свою очередь положительно сказывается на имидже
компании и экономическом развитии.
И напротив, в организация, где заявленные ценности не
согласуются и не отражаются в поведении работников/руководства растут риски
неэтичного поведения и потенциального ущерба компании. В этом случае, такую
корпоративную культуру принято называть токсичной, когда цели компании
препятствуют эффективной работе персонала и реализации стратегий развития. Токсичная
корпоративная культура может нанести непоправимый вред компании и разрушить
коллектив. Первые научные исследования на эту тему были проведены в 1950-х
годах в США. Примерно с того времени стала вестись статистика и предпринимались
попытки законодательно защитить работников от воздействия токсичных
руководителей, так как большая часть негативных последствий обусловлена
действиями руководства.
Токсичная корпоративная культура может встречаться во всех
сферах бизнеса, госорганизация и учреждениях. Несмотря на то, что многие
компании позиционируют себя как носители особенных принципов и ценностей. Распознать
токсичную корпоративную культуру можно по следующим симптомам:
·
Напряженная обстановка и формальное
взаимодействие коллег. Место, где работники не улыбаются друг другу, нет юмора
и поддержки. В такой обстановке сложно расслабиться. В подобных компаниях
работники не имеют возможности заявит о себе, они не могут быть услышанными и
имеют возможности реализовать себя. Все это в конечном итоге может привести к
выгоранию.
·
Инструкции, методички, иерархия. Постоянный
ориентир исключительно на должности и статус заставляет людей забывать об общих
целях компании. В подобной токсичной среде люди больше озабочены личными целями
нежели результатом и успехом команды. Также, повышенная важность правил
заставляет работников быть более не заметными, сидеть и «не высовываться».
Штрафы за нарушения правил и т.д. Подобные ограничения повышают стрессовый
фактор и уводят внимание работника от истинных целей. В такой обстановке сложно
проявлять вовлеченность.
·
Неуважение и агрессия- сюда стоит отнести
сплетни, оскорбления, травли коллег и хождение по головам. В компании, где
коллеги не уважают друг друга невозможно добиться слаженной работы.
·
Отсутствие профессионального роста. В здоровой
бизнес-среде компании понимают важность вкладываться в развитии своего
персонала. Они не только не противятся данному развитию, но и всячески
поощряют. Предлагая обучение, вводя новые программы, тренинги и прочее. Все это
повышает лояльность работника и вовлеченность, что в свою очередь положительно
скажется на деятельности компании. И наоборот, в организациях, где нет
личностного роста, где отсутствует сотрудничество руководства и работников
будет наблюдаться текучка ценных кадров. Люди будут уходить в места с
благоприятными возможностями.
·
Страх. Все перечисленные выше «симптомы»
приводят к развитию постоянного чувства страха. Страха потерять работу, страха
что вы одни и не на кого положиться, страх что вас подставят. В такой атмосфере
«на грани» работать невозможно.
Здоровье корпоративной культуры начинается с руководства.
Именно верхушку любой организации должна первыми следовать установленным
правилам. Создание благоприятной среды- процесс не простой, и должен
выстраиваться профессионалами. Однако, стоит помнить, что культурный капитал —
это тоже актив компании. Он аналогичен человеческому капиталу и репутационному.
Чем больше уделять внимания его развитию, чем выше будут успехи.
За коментарием о российской токсичной корпоративной культуре мы обратились к психологу и HR консультанту Агеевой Елене
В Российском бизнесе, к сожалению, часто встречается
токсичная корпоративная культура, причем независимо от масштаба и статуса
компании. Хотя из практики я могу сказать, что у западных компаний проблем не
меньше. Это возникает из-за многих причин: скорости развития технологий,
большой конкуренции, необъективных задач, дефицита грамотных руководителей и
основное это человеческий фактор. Так как сотрудники свою картину мира
проецируют на работе, чем больше у него внутренних конфликтов, страхов, обид,
тем больше токсичности в проявлении.
Сейчас управленцы начинают осознавать последствия этой
модели, так как это отражается в финансовых результатах, имидже компании,
рабочей атмосферы и лояльности персонала, тем более сейчас серьезная борьба за
ресурсы и таланты. А профессионалы чаще
выбирают наиболее комфортные условия.
Поэтому ТОП менеджеры ищут новые инструменты для улучшения и
выстраивания четких бизнес-процессов, тщательного подбора и мотивации персонала
HR отделом, контроля моделей управления руководителями, приглашают бизнес
коучей и психологов для эмоциональной разгрузки и т.п.