Построение карьеры

Карьерный тупик

17 окт 2019

Работа давно не приносит радости, не видите путей роста, а коллеги и начальство все чаще и чаще выводят из себя? Все это сигналы задуматься. Не находитесь ли вы в карьерном тупике?

Что такое карьерный тупик, как правильно его диагностировать и когда стоит обратиться к специалистам? Обо всем этом мы поговорили с карьерным консультантом Галина Захаренкова.

Карьерный тупик или кризис – это субъективное ощущение профессионального застоя и безвыходности, неудовлетворенность текущим положением в компании и потеря вектора дальнейшего карьерного развития. Почему «субъективное ощущение»? Потому что обычно человек упирается в запертую дверь посреди бесконечного поля возможностей и судорожно пытается ее открыть вместо того, чтобы осмотреться и обойти преграду.

Каждый человек как минимум раз в жизни сталкивается с ситуацией, когда в профессиональном развитии наступает кризис. На самом деле за всю жизнь таких кризисов достаточно много, но большинство из них проходят более или менее гладко. Ощущение карьерного тупика проявляется наиболее ярко:

- Когда у человека есть успешная модель карьерного поведения, которая на протяжении длительного времени приводит его к успеху, а сейчас перестала работать. Современная бизнес-среда подвержена гораздо более быстрым изменениям и колебаниям, чем 10 или 20 лет назад. Молодежь адаптирована к таким особенностям, чего не скажешь о старшем поколении, рожденном еще в СССР, когда приветствовалась стабильность и последовательный карьерный рост от рядового специалиста до руководителя.

- Когда текущая профессиональная сфера становится скучной для человека и не приносит морального удовлетворения. Карьерный тупик часто совпадает с кризисом среднего возраста, когда человек достиг определенных высот в профессии и потерял к ней интерес, не видя для себя возможностей для творчества и развития, или уперся в «стеклянный потолок». С этим эффектом сталкиваются руководители среднего звена, когда в компании перспектив для роста нет, а перспективных вакансий в других компаниях мало.

·         Как начать что-то менять?

Начнем с ответа на вопрос «Какова моя карьерная стратегия и есть ли она у меня?»

1.       Если вы работаете от зарплаты до зарплаты просто ради выживания, значит никакой стратегии у вас нет. Важно честно себе признаться в этом. Это первый важный шаг на пути перемен.

2.       Переходим к анализу своего текущего положения, отвечая на вопросы:

- В чем мои сильные стороны, конкурентные преимущества и ресурсы?

- В чем мои слабые стороны и чему мне следовало бы научиться?

- Что я могу предложить рынку и обществу?

3.       Изучаем потребности рынка.

Что требует сегодня рынок? В современном бизнесе роботизация и искусственный интеллект постепенно вытесняют рутинный труд. Одновременно требуется масса творческих и креативных специалистов, способных к регулярному переобучению и быстрой адаптации к новым ситуациям. Известный венчурный капиталист Ли Кайфу предположил, что также будут востребованы профессии, связанные со сферой обслуживания и сопереживания.  

4.       Определяем сферу своих интересов.

Если вы полностью потеряли интерес к прежней профессии, необходимо найти новую специализацию. Алгоритм может быть следующим:

- Для сужения поля поиска пройдите тесты по профориентации, которыми пестрит интернет. Их точность далека от совершенства, но они позволяют выстроить базовые гипотезы на основе особенностей вашего психотипа.

- Вспомните о своих детских мечтах. Кем вы хотели стать?  Что вам было по-настоящему интересно? Ваш «внутренний ребенок» может стать активным карьерным двигателем.

- Исследуйте свои таланты и ресурсы. Возможно, вы всю жизнь рисовали эскизы одежды, а ваш сосед владеет швейной фабрикой. Таким образом, ваш талант и ресурс соседа дают вам потенциальную карьерную нишу.

5.       Определяем вектор развития.

По закону спроса и предложения успешная профессиональная реализация возможна, если вы находите приложение своего опыта, квалификации и навыков к потребностям работодателей или рынка в целом.  Таким образом, выбор вектора сводится к поиску точки пересечения ваших талантов и интересов с требованиями рынка.

6.       Пишем план по достижению новой цели.

Подразумевается не список «хочу» или карта желаний, а конкретный перечень задач по SMART. Если вы верно определили вектор развития, то план будет последовательным и логичным.

·         Реально ли самостоятельно выйти из тупика? Кто может помочь? В каких случаях стоит обращаться за профессиональной помощью?

Если вы не лишены аналитических способностей и достаточно мотивированы на изменения, то для вас не составит труда разработать новую стратегию развития. Не стоит забывать и об интуиции, которая является лучшим помощником и консультантом.

Если же вы столкнулись с проблемами и не чувствуете в себе сил для самостоятельного выхода из тупика, вы можете обратиться к карьерному консультанту, который поможет вам:

-  провести качественную диагностику вашей текущей ситуации;

- определить особенности вашего психотипа и сферу потенциальных интересов;

- разработать стратегию продвижения;

- составить резюме, которое будет выделяться на фоне других соискателей, и уверенно проходить собеседование.

Автор: Ольга Апарина


Полная версия сайта