Карьерный тупик
17 окт 2019Работа давно не приносит
радости, не видите путей роста, а коллеги и начальство все чаще и чаще выводят
из себя? Все это сигналы задуматься. Не находитесь ли вы в карьерном тупике?
Что такое карьерный тупик, как правильно его диагностировать и когда стоит обратиться к специалистам? Обо всем этом мы поговорили с карьерным консультантом Галина Захаренкова.
Карьерный тупик или
кризис – это субъективное ощущение профессионального застоя и
безвыходности, неудовлетворенность текущим положением в компании и потеря
вектора дальнейшего карьерного развития. Почему «субъективное ощущение»? Потому
что обычно человек упирается в запертую дверь посреди бесконечного поля
возможностей и судорожно пытается ее открыть вместо того, чтобы осмотреться и
обойти преграду.
Каждый человек как минимум раз в жизни сталкивается с
ситуацией, когда в профессиональном развитии наступает кризис. На самом деле за
всю жизнь таких кризисов достаточно много, но большинство из них проходят более
или менее гладко. Ощущение карьерного тупика проявляется наиболее ярко:
- Когда у человека
есть успешная модель карьерного поведения, которая на протяжении длительного
времени приводит его к успеху, а сейчас перестала работать. Современная
бизнес-среда подвержена гораздо более быстрым изменениям и колебаниям, чем 10
или 20 лет назад. Молодежь адаптирована к таким особенностям, чего не скажешь о
старшем поколении, рожденном еще в СССР, когда приветствовалась стабильность и
последовательный карьерный рост от рядового специалиста до руководителя.
- Когда текущая
профессиональная сфера становится скучной для человека и не приносит морального
удовлетворения. Карьерный тупик часто совпадает с кризисом среднего
возраста, когда человек достиг определенных высот в профессии и потерял к ней
интерес, не видя для себя возможностей для творчества и развития, или уперся в
«стеклянный потолок». С этим эффектом сталкиваются руководители среднего звена,
когда в компании перспектив для роста нет, а перспективных вакансий в других
компаниях мало.
·
Как
начать что-то менять?
Начнем с ответа на вопрос «Какова моя карьерная стратегия и
есть ли она у меня?»
1.
Если вы работаете от зарплаты до зарплаты просто
ради выживания, значит никакой стратегии у вас нет. Важно честно себе
признаться в этом. Это первый важный шаг на пути перемен.
2.
Переходим к анализу своего текущего положения,
отвечая на вопросы:
- В чем мои сильные стороны, конкурентные
преимущества и ресурсы?
- В чем мои слабые стороны и чему мне
следовало бы научиться?
- Что я могу предложить рынку и обществу?
3.
Изучаем потребности рынка.
Что требует сегодня рынок? В современном
бизнесе роботизация и искусственный интеллект постепенно вытесняют рутинный
труд. Одновременно требуется масса творческих и креативных специалистов,
способных к регулярному переобучению и быстрой адаптации к новым ситуациям.
Известный венчурный капиталист Ли Кайфу предположил, что также будут
востребованы профессии, связанные со сферой обслуживания и сопереживания.
4.
Определяем сферу своих интересов.
Если вы полностью потеряли интерес к прежней
профессии, необходимо найти новую специализацию. Алгоритм может быть следующим:
- Для сужения поля поиска пройдите тесты по
профориентации, которыми пестрит интернет. Их точность далека от совершенства,
но они позволяют выстроить базовые гипотезы на основе особенностей вашего
психотипа.
- Вспомните о своих детских мечтах. Кем вы
хотели стать? Что вам было по-настоящему
интересно? Ваш «внутренний ребенок» может стать активным карьерным двигателем.
- Исследуйте свои таланты и ресурсы.
Возможно, вы всю жизнь рисовали эскизы одежды, а ваш сосед владеет швейной
фабрикой. Таким образом, ваш талант и ресурс соседа дают вам потенциальную
карьерную нишу.
5.
Определяем вектор развития.
По закону спроса и предложения успешная
профессиональная реализация возможна, если вы находите приложение своего опыта,
квалификации и навыков к потребностям работодателей или рынка в целом. Таким образом, выбор вектора сводится к
поиску точки пересечения ваших талантов и интересов с требованиями рынка.
6.
Пишем план по достижению новой цели.
Подразумевается не список «хочу» или карта желаний, а конкретный перечень задач по SMART. Если вы верно определили вектор развития, то план будет последовательным и логичным.
·
Реально
ли самостоятельно выйти из тупика? Кто может помочь? В каких случаях стоит
обращаться за профессиональной помощью?
Если вы не лишены аналитических способностей и достаточно
мотивированы на изменения, то для вас не составит труда разработать новую
стратегию развития. Не стоит забывать и об интуиции, которая является лучшим
помощником и консультантом.
Если же вы столкнулись с проблемами и не чувствуете в себе
сил для самостоятельного выхода из тупика, вы можете обратиться к карьерному
консультанту, который поможет вам:
- провести
качественную диагностику вашей текущей ситуации;
- определить особенности вашего психотипа и сферу
потенциальных интересов;
- разработать стратегию продвижения;
- составить резюме, которое будет выделяться на фоне других
соискателей, и уверенно проходить собеседование.
Автор: Ольга Апарина