Как мотивировать сотрудников региональных офисов компании
12 июн 2011В настоящее время многие компании продолжают расширять географию своего присутствия, стремясь завоевать новые рынки сбыта. Как следствие, этот процесс сопровождается открытием новых филиалов и представительств в различных регионах страны и, безусловно, увеличением штата компании за счет привлечения в нее сотрудников-местных жителей. Казалось бы, что подобное расширение оказывает лишь позитивное влияние на общее развитие компании, однако существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться. Попытаемся выяснить, чем для работников HR-подразделений оборачивается открытие региональных филиалов и связанное с ним расширение штата компании.
В первую очередь, необходимо определить компенсационные пакеты для персонала в разных регионах: установить «вилки» окладов, размер компенсационных выплат, вознаграждений: не секрет, что рынок труда отличается не только в масштабах макрорегионов, но и в разных городах, расположенных внутри одного федерального округа. Кроме этого, необходимо дифференцировать компенсационные выплаты. Проиллюстрируем данное утверждение примером.
Компания работает в той части страны, где действует один оператор сотовой связи и тарифы на разговоры по мобильному телефону в 1,2–2 раза выше, чем в большинстве регионов. В этом случае, очевидно, что затраты сотрудников на мобильную связь нужно компенсировать выплатой не фиксированной денежной суммы, а суммы, размер которой зависит от времени разговора. Добавим, что та же ситуация может возникнуть в связи с компенсациями за бензин, пользование Интернетом и междугородней телефонной связью.
Следующая проблема, с которой сталкиваются менеджеры по персоналу, — это удержание сотрудников. Для ее решения очень важно, чтобы компенсационный пакет работников был адекватен условиям рынка. Помимо этого, НR-менеджеры могут столкнуться с несовершенством организационной структуры, схемы работы и взаимодействия сотрудников, внутрифирменных коммуникаций, внутреннего PR и т. д. Обычно тогда, когда принимается решение о региональной экспансии, рост численности персонала в регионах становится, по меньшей мере, заметным, а в большинстве случаев очень быстрым. Еще до того как численность работников начинает расти, крайне необходимо не только определить штатное расписание и сформировать ФОТ (фонд оплаты труда) на кадровое обеспечение регионального развития, а также регламентировать процедуры взаимодействия сотрудников центрального офиса и филиалов, для того чтобы избежать коммуникационных «провалов» и нарушений в процессе решения задач. Такие сложности обязательно возникнут. Причин, обусловливающих их появление, много. Среди них и удаленное управление, и разница во времени, и даже несовершенство связи.
На наш взгляд, особенно важна проблема информированности сотрудников филиалов компании, расположенных в регионах. Часто информация о событиях, происходящих в компании (о новых назначениях, изменениях структуры, о введении в действие новых регламентов и т. д.) поступает к сотрудникам филиалов несвоевременно и не в полном объеме, если, конечно, она не касается их непосредственной деятельности. Таким образом, у сотрудников возникает ощущение информационной изолированности, которое может стать одной из причин их демотивации. Как этого избежать?
Необходимо создать систему, с помощью которой в филиалы будут своевременно поступать новости и другая информация, а так же осуществляться обратная связь. Основным инструментом, который будет способствовать распространению информации в регионах, может стать интернет-сайт компании. Это очень серьезный и функциональный ресурс, который помогает решить множество проблем, связанных с недостаточной информированностью сотрудников региональных филиалов. На интернет-сайте могут быть размещены основные сведения о компании, руководстве, новости фирмы и отрасли в целом, а также другая полезная информация. Помимо интернет-сайта, сегодня у большинства организаций, вероятно, есть и интранет-сайты (внутренние сайты, доступные только сотрудникам), где размещены телефонный справочник, основные регламенты и приказы, фотографии с корпоративных мероприятий, а также внутренняя информация, что называется «для служебного пользования». Однако сотрудники региональных офисов нередко не могут использовать внутренний сайт по техническим причинам.
Пример из практики
У сотрудников региональных филиалов одной из российских компаний в определенный момент возникло недовольство тем, что они не имеют возможности (по техническим причинам) посещать внутренний сайт корпорации. Это побудило начать поиски решения проблемы информирования сотрудников, работающих в офисах, расположенных в разных частях страны. В первую очередь был создан дополнительный «закрытый» для внешних пользователей раздел интернет-сайта корпорации. Он стал «площадкой», на которой дублировалась внутренняя информация, поступавшая с интранет-сайта, и у региональных сотрудников появилась возможность получать новости корпорации одновременно с теми, кто работал в центральном офисе, расположенном в Москве. На этом работа не закончилась. Сначала на сайт в основном помещали новости о жизни московского офиса. Данные сведения и, соответственно, сайт были неактуальны для сотрудников из других городов. Чтобы решить эту проблему в «закрытом» разделе создали «площадку» для публикации новостей из регионов в режиме онлайн. После этого любой сотрудник мог опубликовать новость из своего города.
На сайте появились фотографии с мероприятий, которые проводились в региональных филиалах и сведения о событиях, происходивших там. Здесь же публиковалась информация о новых назначениях и перемещениях работников, что значительно упростило задачу «знакомства» сотрудников региональных филиалов с их московскими коллегами.
Третьим шагом, направленным на устранение проблемы, связанной с недостаточной информированностью персонала офисов, расположенных в разных частях страны, стало открытие форума в «закрытом» разделе. Благодаря этому появилась возможность не только публиковать местную информацию, но и обсуждать ее, критиковать, высказывать свои замечания, давать советы и рекомендации, поздравлять именинников и т. п.
Вышеописанные действия привели к следующим результатам:
— появился дополнительный источник получения информации «с мест» (а значит, самой достоверной и актуальной);
— увеличилась скорость принятия решений (за счет того, что возросло число сотрудников, осведомленных о проблемах);
— повысилась эффективность решения локальных проблем (поскольку коллеги начали обсуждать трудности и обмениваться опытом);
— сотрудники региональных офисов стали более лояльными к компании.
На этом работа, связанная с сайтом не закончилась: остались и другие идеи по использованию интернет-площадки для развития коммуникаций и совместному решению вопросов сотрудниками центрального офиса и региональных подразделений, но они еще не реализованы и находятся в стадии разработки. Однако повышение информированности
сотрудников, работающих в регионах, уже позволило компании развиваться быстрее конкурентов, увеличивать эффективность работы отдельных сотрудников, служб и целых филиалов.
Проблемы, вызванные разницей часовых поясов
Кроме того, что возникают проблемы общей неинформированности сотрудников региональных офисов, существуют также трудности, связанные с разницей часовых поясов. Данный вопрос актуален, потому что сотрудники московского офиса, особенно те,
кто редко работает с регионами, не всегда задумываются над тем, что филиалы, расположенные в других городах, работают по местному времени.
Когда сотрудники центрального офиса взаимодействуют с региональными подразделениями, они должны учитывать наличие разницы во времени и понимать, что Россия — это не только Москва. Несмотря на то что сотрудники из разных городов России в какой-то мере уже привыкли жить по московскому времени, безусловно, разница часовых поясов может стать причиной возникновения дополнительной демотивации работников (особенно персонала филиалов, расположенных в восточных регионах, где разница во времени с Москвой — «плюс» два и более часа). И, в общем, это вполне понятно: вряд ли кому-либо понравится отвечать на телефонные звонки не в рабочее время, а спустя несколько часов, после того, как рабочий день уже закончился?!
Это особенно важно сегодня, когда в служебных целях часто используются мобильные телефоны и сотрудникам приходится начинать рабочий день по местному времени, а заканчивать по московскому, ежедневно увеличивая тем самым продолжительность своего рабочего дня на два-три часа. Работники также получают задания по электронной почте с указанием срока исполнения, который рассчитывается по московскому времени.
Иногда сотрудникам присылают поручения, которые необходимо выполнить немедленно, при этом не учитывается, что рабочий день в регионе уже закончен, и даже если сотрудник филиала уже привык трудиться по новому расписанию, связаться с партнерами в нужный момент нельзя, поскольку весь город живет по своему, местному, времени. Поэтому сотрудникам центрального офиса следует особое внимание уделять планированию своего рабочего дня с учетом разницы во времени между Москвой и другими российскими городами. Можно предложить следующий вариант решения проблемы: в комнатах работников, которые чаще других должны связываться с персоналом региональных подразделений (сотрудников отделов продаж, регионального трейд-маркетинга или бренд-менеджеров), можно повесить часы, которые будут показывать время других городов.
Данная проблема также решается с помощью внутреннего сайта, о котором уже упоминалось выше. На сайте наряду со счетчиком московского времени, нужно разместить еще и счетчик, который будет показывать время в Екатеринбурге или Новосибирске.
Описанные нами мероприятия помогают создать в компании общее информационное поле, позволяющее сотрудникам работать эффективнее, а организации развиваться еще быстрее.