Зачем предприятия прибегают в условиях кризиса к услугам фрилансеров?
02 май 2011К тому же услуги фрилансера и стоят, как правило, ощутимо дешевле. Однако риск такого сотрудничества зачастую недооценивают обе стороны. В чем же он состоит и как избежать рисков, связанных с подобными взаимоотношениями?
Бывает, разумеется, что подобное сотрудничество оказывается вполне безоблачным и успешным, но иногда случаются и такие ситуации, когда партнеры не только на повышенных тонах пытаются выяснять не сложившиеся отношения, но даже прибегают к помощи третьих лиц для разрешения конфликтной ситуации. Как же в случае подобного ничем не гарантированного сотрудничества обезопасить себя и сделать так, чтобы этот бизнес стал взаимовыгодным?
Каковы сильные стороны работы фрилансера? Тут все просто: вся прибыль только Ваша, правда, как и все риски и нервотрепки. Фрилансеру нет необходимости посещать утренние собрания, тратить время на дорогу до офиса и деньги на бензин, он может вставать во сколько хочется. Начальнику фрилансеров вовсе не обязательно тратить значительные суммы на аренду офиса. Да и к тому же большинство услуг для физических лиц значительно дешевле, чем для юридических.
Скорее всего такому начальнику не понадобится даже бухгалтер, ведь ни для кого не секрет, что фрилансеры получают за работу гонорары, выплачиваемые чаще всего «черным налом». Даже в тех случаях, когда это налогооблагаемые доходы, заказчики в большинстве случаев сами занимаются решением подобных вопросов. И последнее: профиль своей деятельности фрилансер всегда определяет самостоятельно, что весьма удобно, так как дает ему возможность применить свои интеллектуальные способности подчас с довольно неожиданной стороны, но в итоге чаще всего оптимально.

Бизнес и свобода
Фрилансеры для среднего и малого бизнеса - это некий аналог «скорой помощи». К их услугам работодатели прибегают, когда нет смысла нанимать на временные работы постоянных, штатных специалистов, когда возникает потребность в особом креативе либо возникла некая непредвиденная форс-мажорная ситуация и все «горит».
Вот что по этому поводу рассказала Ольга Гозман, являющаяся генеральным директором компании «Begin Group»: «В нашей фирме фрилансерами являются дизайнеры, фотографы, IT-специалисты. Сразу замечу, что деятельность фрилансера должна, как правило, очень четко контролироваться. В данном случае особо важны оговоренные сроки исполнения работы. Наиболее эффективна, соответственно, сдельная система оплаты. Помимо этого, всегда желательно иметь варианты подмены того или иного исполнителя, который трудится по свободному графику. Фрилансеров вообще мотивировать достаточно трудно. Они гораздо более непредсказуемы, чем обычные штатные сотрудники.
В их отношении вообще не работает нематериальная мотивация. Но зато, прибегая к услугам свободных фрилансеров, можно достаточно серьезно сэкономить на квалифицированных специалистах. Помимо этого, для небольшого бизнеса всегда весьма актуальна экономия офисного пространства. Подчас имеет смысл найм фрилансеров из других регионов, где рабочая сила дешевле – к примеру, тех же программистов или дизайнеров, то есть людей, общаться с которыми руководитель или заказчик может исключительно дистанционно.
Подобный шаг зачастую помогает сэкономить весьма значительные средства. Ведь при более сложной ситуации на региональных рынках труда, отыскать свободных специалистов как правило легче. К примеру, можно обратиться к рекомендациям деловых партнеров, которые трудятся в регионах».
.jpg)
«Например, в «АльфаСтраховании» охотно сотрудничают с фрилансерами-преподавателями английского языка.Их отличает гибкость, мобильность, умение подстроиться под график наших сотрудников, - рассказывает Екатерина. - Помимо того, нередко возникают ситуации, когда прекрасный специалист не лоялен фирме, в которой трудится, или переходит из одной компании в другую. В подобных случаях его профессионализм для нас определенно важнее, чем официальное место работы, и мы идем на то, чтобы заключить договор непосредственно с ним».
Заложники скупости
Практика показала, что фирмы, регулярно привлекающие на одну и ту же работу различных фрилансеров (здесь не работает тезис об одноразовом, неповторимом и исключительном характере работ, о которых выше рассказывали наши комментаторы), вероятнее всего, просто-напросто избегают ответственности и не хотят брать на себя определенные обязательства перед штатными работниками. Это не самый рациональный путь, ведь понятно, что подобные условия работы непривлекательны для настоящих профессионалов, и рано или поздно подобная фирма станет заложником собственного скупердяйства.
Кроме этого, если основополагающим моментом является прежде всего удешевление стоимости того или иного проекта за счет обращения к услугам фрилансеров, то далеко не все предприятия, заключая договора подряда или авторские договора, склонны всерьез воспринимать штрафные санкции, которые грозят им в случае несоблюдения принятых финансовых обязательств.
Маневр и мотив
.jpg)
Самый важный вопрос, который часто стоит испорченных нервов – это сроки сдачи работы. Заказчик обязан отдавать себе отчет, что он у фрилансера не один, никакого эксклюзива ему ждать не стоит, как в случае со штатными сотрудниками. А вот запас времени у исполнителя весьма ограничен. Как заказчику застраховаться от подобной ситуации? Здесь поступить можно просто: не сообщать фрилансеру настоящий дедлайн, оставив себе небольшой резерв времени.
Это должно помочь. Если задание масштабное и должно занять несколько недель, то предпочтительней откровенно побеседовать с потенциальным исполнителем о его нынешней загрузке и рабочих обязательствах, а еще лучше - дополнительно стимулировать бонусом в случае выполнения проекта досрочно. Преимущества сотрудничества с фрилансером состоят в том, что он чаще всего опытный универсал, он стоек к стрессам и «прокачан» гораздо больше, чем офисные сотрудники. У него абсолютно другая степень ответственности перед заказчиком. Фрилансеру не на кого свалить свой прокол. Настоящие, профессиональные фрилансеры ответственны прежде всего перед собой, в силу чего отличаются качественно иной, чем штатный персонал, внутренней самодисциплиной, а также умением оперативно отреагировать на изменяющиеся потребности клиента.
Адреналин и эффективность
.jpg)