Боремся с незаменимостью сотрудников
02 сен 2011Как известно, результат работы должен строиться на ответственности всех членов коллектива, на исполнительном мастерстве сотрудников. И хорошо, когда чаша весов: руководство + сотрудники, находится в равновесии, но такое происходит далеко не всегда. Иногда зависимость от одного или нескольких человек становится очень сильной и тогда срочно нужно восстанавливать равновесие, чтобы «хвост не вилял собакой».
Временное отсутствие незаменимого сотрудника в коллективе может привести к настоящему коллапсу. Моя хорошая знакомая могла выполнять не только обязанности секретаря, но и переводчика. Она справлялась с двумя работами одновременно, её руководитель души в ней не чаял, и работа спорилась. Но стоило ей заболеть, как вдруг оказалось, что в компании её заменить просто некем. Обязанности секретаря ещё кое-как выполняли другие «ответственные работники», а вот немецкий язык никто даже в школе не изучал! Пришлось брать человека со стороны на этот небольшой промежуток времени, пока сотрудница бодела.
Сотрудник становится незаменимым, как правило, тогда, когда он с нуля поднимал свою работу или создал определенную систему, позволяющую существенно повысить производительность труда. «Незаменимость» люди зарабатывают годами и, получив свое достаточно высокое положение, чувствуют себя ВСЕМ! Эти сотрудники являются непревзойденными в работе и потому, что своим бесценным опытом они не хотят делиться и свои полномочия никогда не делегируют коллегам, а выполняют все сами. Задачи незаменимых никто не сможет решить (сотрудники знают об этом), это как закон.
Расхожее выражение гласит: «Незаменимых сотрудников не бывает!», поэтому, чтобы не попасть впросак в отсутствие «звезды компании», нужно подстраховаться и таким образом свести к минимуму зависимость от такого сотрудника. Руководителю нужно некоторые обязанности «незаменимого» отдать другим членам команды. Все это нужно для того, чтобы работа с уходом одного работника не замораживалась. Каждому стратегически важному бизнес-процессу нужно быть открытым, он не должен ограничиваться одним или двумя коллегами, от которых будет зависеть общий результат труда. Взаимозаменяемость – хорошее качество в коллективе, где каждый может быть одинаково креативным и талантливым сотрудником.
Со стороны руководителя управленческий контроль должен осуществляться постоянно. Причем, делать это нужно с предоставлением всей документации по текущим проектам, по тому, что нужно сделать по исправлению недочетов. Говорят, что в хорошем коллективе не должно быть незаменимых сотрудников, а это зависит, прежде всего, от руководителя.
Но даже если вы, как руководитель, поняли, что ваша зависимость от сотрудников слишком велика, не бросайтесь в амбиции и не теряйте рассудок. Начальник должен внушать доверие, в ваших словах - уверенность в собственных силах, а в ваших действиях – подконтрольность рабочего процесса в целом. Как правило, креативные сотрудники догадываются сами (даже без положительной оценки их деятельности) насколько они нужны коллективу. Психологи утверждают, что человек, который почувствовал себя звездой, зачастую склонен переоценивать свою роль. Он точно знает, что дело без его участия станет и делает все, чтобы его заслуги перед компанией были отмечены. Для того, чтобы этого избежать в вашем коллективе, руководителю не стоит ставить акцент на незаменимости сотрудников и тем самым культивировать в них самоуверенность (как говорят, растить эго), особенно на общих собраниях. Конечно, есть вопросы, которые нужно решать тотчас, вот тогда-то и нужны незаменимые сотрудники, вернее, поддержка компетентных подчиненных, которые смогут разрешить проблему в ближайшее время.
Временное отсутствие незаменимого сотрудника в коллективе может привести к настоящему коллапсу. Моя хорошая знакомая могла выполнять не только обязанности секретаря, но и переводчика. Она справлялась с двумя работами одновременно, её руководитель души в ней не чаял, и работа спорилась. Но стоило ей заболеть, как вдруг оказалось, что в компании её заменить просто некем. Обязанности секретаря ещё кое-как выполняли другие «ответственные работники», а вот немецкий язык никто даже в школе не изучал! Пришлось брать человека со стороны на этот небольшой промежуток времени, пока сотрудница бодела.
Сотрудник становится незаменимым, как правило, тогда, когда он с нуля поднимал свою работу или создал определенную систему, позволяющую существенно повысить производительность труда. «Незаменимость» люди зарабатывают годами и, получив свое достаточно высокое положение, чувствуют себя ВСЕМ! Эти сотрудники являются непревзойденными в работе и потому, что своим бесценным опытом они не хотят делиться и свои полномочия никогда не делегируют коллегам, а выполняют все сами. Задачи незаменимых никто не сможет решить (сотрудники знают об этом), это как закон.
Расхожее выражение гласит: «Незаменимых сотрудников не бывает!», поэтому, чтобы не попасть впросак в отсутствие «звезды компании», нужно подстраховаться и таким образом свести к минимуму зависимость от такого сотрудника. Руководителю нужно некоторые обязанности «незаменимого» отдать другим членам команды. Все это нужно для того, чтобы работа с уходом одного работника не замораживалась. Каждому стратегически важному бизнес-процессу нужно быть открытым, он не должен ограничиваться одним или двумя коллегами, от которых будет зависеть общий результат труда. Взаимозаменяемость – хорошее качество в коллективе, где каждый может быть одинаково креативным и талантливым сотрудником.
Со стороны руководителя управленческий контроль должен осуществляться постоянно. Причем, делать это нужно с предоставлением всей документации по текущим проектам, по тому, что нужно сделать по исправлению недочетов. Говорят, что в хорошем коллективе не должно быть незаменимых сотрудников, а это зависит, прежде всего, от руководителя.
Но даже если вы, как руководитель, поняли, что ваша зависимость от сотрудников слишком велика, не бросайтесь в амбиции и не теряйте рассудок. Начальник должен внушать доверие, в ваших словах - уверенность в собственных силах, а в ваших действиях – подконтрольность рабочего процесса в целом. Как правило, креативные сотрудники догадываются сами (даже без положительной оценки их деятельности) насколько они нужны коллективу. Психологи утверждают, что человек, который почувствовал себя звездой, зачастую склонен переоценивать свою роль. Он точно знает, что дело без его участия станет и делает все, чтобы его заслуги перед компанией были отмечены. Для того, чтобы этого избежать в вашем коллективе, руководителю не стоит ставить акцент на незаменимости сотрудников и тем самым культивировать в них самоуверенность (как говорят, растить эго), особенно на общих собраниях. Конечно, есть вопросы, которые нужно решать тотчас, вот тогда-то и нужны незаменимые сотрудники, вернее, поддержка компетентных подчиненных, которые смогут разрешить проблему в ближайшее время.
Для них это – фактор особенной мотивации, а для вас - необходимость в положительном отзыве об их работе и, конечно, поощрение в денежном эквиваленте. Вы показываете себя лидером, а они – профессионалами, но никак не незаменимыми сотрудниками. Но так нужно делать только в экстренных случаях, в другое время коллектив может усомниться в ваших лидерских качествах, если вы всякий раз будете решать вопросы без своего вмешательства. Бывает и другая крайность руководителя: когда он самоутверждается на должности благодаря стараниям своих работников, которые делают всю работу за него и вместо него. Качества руководителя, способного действовать и принимать самостоятельные решения, сразу утрачивают свою силу, и начальник становится не лидером, а лишь винтиком в общей системе.
Этого допустить нельзя, если, конечно, должность вам дорога. Чаша весов должна находиться в равновесии и ни в коем случае не перевешивать в сторону руководителя. Он показывает свой авторитет в сотрудничестве с коллективом – подчиненные осознают ценность указаний и не игнорируют просьбы и приказы руководства.
Если вы дадите сотрудникам понять, что вы с ними в одной лодке, а работа для вас – это не перетягивание каната, то незаменимых сотрудников в вашей компании просто не будет…
Если вы дадите сотрудникам понять, что вы с ними в одной лодке, а работа для вас – это не перетягивание каната, то незаменимых сотрудников в вашей компании просто не будет…