Антикризисный маркетинг: механизмы победы над конкурентами
14 май 2011Наступили воистину пугающие времена для профессиональных маркетинг-менеджеров. Какова оптимальная стратегия? Как реагировать? Существуют проверенные правила выживания во времена кризиса.
Прежде всего, не паникуйте. Большинство маркетологов предполагает, что во время кризиса потребители ощутимо сокращают расходы. В действительности, потребительские траты редко реально падают – просто они в кризис растут медленней, не поспевая за темпами инфляции.
Сокращайте только правильные расходы. К таким расходам относятся расходы административные и даже, в крайнем случае, сокращение объемов производства. Ни при каких обстоятельствах нельзя стараться сэкономить на качестве продукции или ее продвижении.
Сокращение постоянных расходов на рекламу неизбежно понизит Ваш доход. Это – наиболее быстрый и простой способ сократить расходы, однако расплачиваться за это придется неизбежно. Исследования показывают, что предприятия, сокращающие рекламные траты в период рецессии чаще всего испытывают 20-30%-ный спад в продажах и, как следствие, в доходах в течение дальнейших двух лет.
Сокращение трат на рекламу в итоге наносит стойкий долгосрочный вред. По результатам многих исследований, реклама оказывает долгосрочное влияние на Ваши продажи: вплоть до пяти лет после проведенной кампании. Урезание рекламных бюджетов повредит бизнесу в долгосрочной перспективе. Специальный анализ PIMS доказывает, что фирмам, которые сокращают рекламу, необходимо значительно больше времени для преодоления последствий кризиса, когда экономическая ситуация уже начал улучшаться, нежели всем прочим.
Сокращение рекламных трат – достаточно серьезный риск для компании и бренда в целом. Без рекламной поддержки значительно сложнее поддерживать дистрибуцию и сопротивляться искушению понизить цены. С уменьшением продаж, доход нерекламируемых брендов быстро падает, порой с достаточно плачевными последствиями. На финансовых рынках об этом хорошо осведомлены, вследствие чего существует тенденция к понижению стоимости акций тех компаний, которые сокращают расходы на рекламу.
Эмоции – ключ к успеху Вашего бренда. Главный секрет прибыльного бренда не в том, что фирмой предлагаются акции и скидки, а в том, что необходимо построить стойкую эмоциональную связь с потребителем. Анализ приблизительно девяти сотен кейсов, которые были опубликованы Мировым рекламным исследовательским центром, свидетельствует о том, что рекламные кампании, фокусирующиеся на эмоциях, имеют тенденцию становиться значительно более прибыльными, нежели те, которые акцентируют рациональные преимущества, даже во времена кризиса.
Старайтесь добиться славы. «Сарафанное» радио – крайне эффективный усилитель. Для того чтобы потенциальные потребители заговорили о Вас, необходимо сделать нечто яркое и примечательное. Даже с учетом всех нюансов, телевидение все еще имеет в данной ситуации огромное значение. Разумный микс ТВ с рекламными онлайн-кампаниями вполне в состоянии удвоить Вашу отдачу.